На сайте : Встречи Горы Песни и стихи Память Природа Поиски

 

Школа №48, друзья

Собственно говоря, мы все были приятелями. И как обычно в этом возрасте, "кучковались" более близкими группами.

Начало: 01.08.07. Дата последнего обновления страницы 01.08.2007г.

(извините, не все страницы пока готовы)


Вот такие мы в юности:

1960,Слева-направо:

Корденко, Шавардин, Соболев, Щербаков, Шемет

Гена Дуров и ...
Алексеев, Афанасьев, Щербаков  
   
   

Вся жизнь - приключения

1.Мы мушкетеры
2.Спорт
3.Музыка в нашей жизни
4.Команда
5.Взгляд со стороны

1.Мы мушкетеры

Итак, в нашем славном классе были сплоченные группы и группки. Кто-то жил по соседству, другим просто было интересно вместе. К 9-10 классу сложились устойчивые группы "по интересам". С течением времени и изменением интересов группы эти были от двух человек, иногда выходя за стены класса.
Множество мальчишек мечтали в детстве быть рыцарями, как Квентин Дорвард или мушкетерами. Как я помню, Гена Дуров у нас был и остался большим и добрым Портосом, Петя Шемет - Атосом, Сергей Афанасьев - Арамисом, а я претендовал на скромную роль Д'Артаньяна. Классе в шестом мы взялись заниматься фехтованием. У меня была книжка по фехтованию и штыковому бою. Из нее и черпали знания об оружии, приемах фехтования и т.д. Рапиры или шпаги делали не из дерева, куда там. Настоящие металлические. Сначала просто из круглого прута, но он гнулся от ударов. Потом где-то нашли тяги, формой напоминающие лезвие шпаги. Да еще внутри на разрезе был стержень голубого металла. Они не гнулись, но удар по руке был весьма чувствителен.

Фехтовали на улице, чаще всего в огороде дома Пети Шемета. Эта картина и сейчас перед глазами, а руки начинают "зудеть", вспоминая удары. Там же иногда стреляли из "мелкашки". Отец Петра купил ТОЗ-16, то ли для охоты, или для тренировок. Это легкая многозарядка, как раз по руке.
Ну а первое оружие пришлось держать в руках в пионерлагере, где был военрук и все, что полагалось для занятий военным делом - так называлась эта дисциплина. В лагере стояли на посту у входа с АКМ, а ведь со стороны не видно, что у него ствол рассверлен. В школе занятия с военруком в основном сводились к шагистике, сказывалось тяжелое наследие Павла 1го. Один из ребят, помню, все норовил отмахивать двумя руками одновременно, ну походка у него такая.
Конечно, первые опыты "стрельбы" - это рогатки. И серьезные с кожаными вместилищами камней, и простенькие из проволоки, и на пальцы для стрельбы проволочным или бумажным уголком-птичкой. Как-то классе в шестом меня назначили ответственным за экономию электроэнергии, видимо кампания была такая в стране. Недолго думая, организованной группой человек в 5-6 мы прошлись вечером по нашему району и побили из рогаток все лампочки. Такая вот стрельба.

2.Спорт

Я не могу сказать, что мы не применяли "допинги" - Кавказ все таки. В основном пили вино, чаще домашнего розлива. Но очень в меру. То есть во взрослой жизни проблемы с этим возникли только у одного из нашей компании. Может быть, благодаря спорту, который сопровождал нас все школьные годы. Уроки физкультуры в младших классах - это не спорт, а кошмар. У меня до сих пор плохо получается кувырок. Более всего нам нравились командные виды спорта. Мы играли в волейбол, баскетбол и футбол, летом на спортплощадке, а зимой в зале. Какое-то время я и Петя Шемет занимались стрельбой из пистолета и винтовки. У Сергея Афанасьева были успехи в легкой атлетике. Ну а Гена Дуров, конечно, блестяще бросал предметы: ядро, диск и пр.

Спортивной стрельбой мы начали заниматься классе в 6-7, ходили в секцию "Динамо". Располагалась она в тыльной части стадиона "Динамо" рядом с радиомачтой. Тир был огорожен кирпичными стенами, на расстоянии 25 и 50 м вырыты окопы, в которых каждому из нас поочередно пришлось побывать под выстрелами, показывая попадания (подзорные трубы, видимо, были дефицитом). При тире был оружейный склад, в котором каждому из нас приходилось бывать, получая винтовки и боеприпасы. Там глаза разбегались от "богатств". Оружие от трехлинеек, наганов и ТТ до матчевых малокалиберных пистолетов. Патроны ко всем этим стрелялкам в коробках, цинках, ящиках. Особенно внушительно выглядели патроны для трехлинейки в открытых обоймах по 5 штук. Что еще запомнилось в секции. Кому-то надоело стрелять по мишеням, взялись выцеливать лампочки наверху радиомачты. Но патриотизм не позволил их бить: у подножия мачты висела скромная доска с надписью о погибших, которые под фашистскими бомбами эти лампочки меняли.
Секция эта нам скоро надоела, хотя до какого-то разряда доходили. Уж очень тренер был прижимистый. Выдавал патронов очень мало и к тому же зачастую непригодных. Чаще тренировались, вставляя гильзы вместо патронов. А патроны давали по несколько осечек, что очень обидно, так как целиться приходилось всерьез. Было три вида патронов: с желтыми гильзами (обычные), черными, а также красными (усиленные) - для соревнований.
Потом я и Петя Шемет перешли в секцию ДОСААФ, там было побогаче. Патронов не жалели, тир был теплый. Там я выполнил 1й разряд по малокалиберным пистолету и винтовке. Всякий спорт - это не развлечение, а "обязаловка". Помню, когда надоедало стрелять по мишени, придумывали развлечения, иногда довольно опасные. Однажды, стреляя из пистолета в дверь, кто-то чуть не застрелил неожиданно вошедшего тренера. Иногда, чтобы показать тренеру результат, вертели пулей дырки в мишени, или просили друзей из винтовки настрелять отверстия в пистолетной мишени. Перед глазами картина, как Юра Савельев, сидя у барьера тира с винтовкой, так что ствол ее совсем недалеко от мишени, стреляет в эту пистолетную мишень размером почти метр на метр. Иное дело стрельба стоя из винтовки на 50 метров, когда прицел "гуляет" от мишени в сторону так, что можно попасть в соседнюю. Что иногда и происходило на соревнованиях.
Еще до стрельбы я занимался в секции фехтования, был рапиристом, хотя для практики обучали нас и шпаге. Потом был велотрек. Но самым серьезным увлечением стали горы. Сначала туризм, и уже в институте (в нашем ГНИ) альпинизм. Об этом отдельная страничка.

3.Музыка и поэзия в нашей жизни

Так уж было принято тогда на Руси: отдыхать с музыкой. Начиналось все еще в раннем детстве, когда у окружавших нас взрослых ни один праздник, ни одно застолье не обходились без задушевного пения. В любой компании был кто-то, игравший на чем-то: гармошке, гитаре, пианино. И был патефон. А еще всегда был запевала, знавший любимые песни и/или обладавший незаурядным голосом.
Но сначала о стихах - они первичны. В школьной программе их было немало, чем можно было отбить любовь к поэзии, как любой "обязаловкой". В юности, когда в груди поселялась весна, хотелось стихи учить и читать, писать самому. Так начинались публичные выступления. Первое публичное чтение стихов со сцены я осилил в родной школе, когда только начал учиться. У старшеклассников был новогодний бал, как положено со встречей Нового года в 24:00. По сценарию помимо традиционных Деда с Внучкой числился мальчонка - Новый год. Под это дело меня, тогда еще первоклашку, и задействовали. Как такое разрешил директор? А был им, кажется, Михаил Михайлович. По-видимому, не все мы знаем об уровне свободы в те далекие 50е. В общем, все происходило так. Мама нашила на грудь моей безрукавки цифры 1955 из новогодней гирлянды - покрупнее бисера и гораздо праздничнее. С последним ударом чего-то (курантов по радио?) я выбежал на сцену актового зала (помните, что он был на самом деле просторным коридором второго этажа). Меня поставили на стул, и я прочитал стих по случаю. Это было творение Плещеева. Почему я в новогоднюю ночь мечтал о ласточке и весне, теперь не вспомнить. М.б. сценарий такой.
Следующее воспоминание о самодеятельном театре связано с уроками литературы. Учительница, желавшая убедить нас любить поэзию, поручила мне одной девочке разучить отрывок известной драмы Пушкина - всего-то сцену "у фонтана". И изобразить ее на уроке. Она - Марина Мнишек, я стало быть самозванец. Мы все честно выполнили. Когда я, сложив руки горстью в районе сердца, произнес: "она, вся кровь во мне остановилась…", класс реагировал очень бурно. Не доросли еще до роковой любви. Но мы довели сцену до конца, как и подобает настоящим артистам.
А дальше - больше. Уже в 9м или 10м классе мы самоорганизовались в драм кружок. Выбрали пьесу из современной жизни. Мне досталась роль стиляги, который вдвоем с подругой "провалился" из 60-х в далекое военное прошлое к партизанскому костру. Костер мы соорудили знатный. Теперь многие крупные театры тоже делают такие костры на сцене. Поленницу подсветили лампами, спрятали внутрь вентилятор, который раздувал языки "пламени" из кальки. Из зала костер смотрелся, да и на сцене нас грел. И вот на виду у всех учителей, родителей, гостей из Гороно и всей школы мы под видом партизан и перевоспитавшихся стиляг из будущего смолили самокрутки и сигареты, пуская дым над костром. Но театр - деле не хитрое, как известно, весь мир - театр.
Ну а музыка? Уже классе в 7-8 я начал учебу в музыкалке, инструмент мой - аккордеон. Петя Шемет изучал ф-но (пианино то есть). Классом старше в нашей 48й учился Толя Касаткин, первый из нас научившийся играть на гитаре. Мы собирались у его дома или в школе, ходили по улицам или стояли где-нибудь, распевая тогдашние шлягеры. Иногда меня заставляли брать на эти прогулки аккордеон, а ведь он значительно тяжелее гитары.
А еще в школе регулярно проводили вечера танцев. Требования Л.Н.Царевой были просты: не пить, не курить, свет не выключать. На один из школьных вечеров пригласили оркестр, кажется от наших шефов с завода. Поиграв, ребята оставили в школе инструменты, чем мы сразу воспользовались. Разобрали инструменты, кому что нравилось, и взялись играть. Просто так, а потом на танцульках в школе. Руководил нашей джаз-бандой учитель пения, который сам недурно играл на баяне, солируя. Я чаще всего играл на гитаре, но иногда удавалось заполучить контрабас или ударные. Признаюсь, что с детства мечтал играть на трубе, а это не так просто. Да и жилищные условия не позволяли освоить этот инструмент. Еще в пионерлагере иногда в смене горнистом попадал какой-нибудь виртуоз. До сих пор помню, как наш горнист, нет, не на горне, а на всамделишной трубе исполнял "цветет как в детстве мой вишневый сад" вместо сигнала отбоя. Да и в нашей туристской команде образца 1961 был свой трубач Витя Никитенко.
А еще музыка в нашу школу вошла в 9-м классе, когда мы организовали радиостудию. Где-то среди школьного хлама обнаружили старенький усилитель, сделали проводку, принесли проигрыватель и микрофон. Директор выделила нам крошечную комнатку. Вместе с десятиклассниками по очереди на переменах вещали объявления, крутили музыку (в основном классическую). А потом, став сами десятиклассниками, уже полностью взяли это дело в свои руки.
А еще одно большое музыкальное приключение было примерно в те же времена (9-й - 10-й класс). Как-то вдруг, совершенно неожиданно для себя и учителей, наше уличное музицирование вышло на сцену. Под руководством все того же учителя пения (а он был всего года на два старше нас) мы в качестве "хора мальчиков" взялись участвовать в ежегодном конкурсе художественной самодеятельности. Так тогда называлась местная "Юрмала". Пели "Полем, вдоль берега крутого". Зрителя уверяли, что от наших неокрепших, но и не охрипших басов сердце замирало. Прошли два этапа, но на третьем, уже городском конкурсе, нас забраковали. Не помню, чтобы это нас сильно огорчило.

4.Команда

Я всегда уважал время, поэтому всегда опаздывал. Помнится, это был 9-10 класс. Звонок в школе звенит, а к порогу с разных сторон подходят Петя Шемет(приехал от поселка Ташкала), я (жил в 500 метрах от школы), Гена Дуров (те же 500 метров, но с другой стороны), Сергей Афанасьев (ему до школы 2 минуты). Учителя никак не хотели поверить, что это случайность, подозревали нас в сговоре с целью злостного хулиганства.
После уроков расходились также в разные стороны. Я и Шемет шли до перекрестка, где чаще всего застревали надолго. О чем мы говорили? Уже и не помню. Но, наверно, не о девочках. Может быть о науке, о будущем, о разных мировых и земных проблемах.

В том же девятом классе наша группа разрослась, в нее вошли даже двое молоденьких учителей: учитель музыки и старшая пионервожатая. Это была настоящая дружба, мы много времени проводили вместе в школе, на улице, в квартирах.

Дополню позже

5.Взгляд со стороны

Ну а со стороны наша крепкая дружба не всегда одобрялась. Свидетельство тому мы увидели, когда уже закончив школу, через год или два пытались организовать в ней встречу выпускников (тогда уже был такой обычай). Но тогдашнее школьное начальство категорически нам отказало. Дескать, класс у нас был "очень хулиганистый".

 

 

Спасибо за внимание.