На сайте : Встречи Горы Песни и стихи Память Природа Поиски

 

Песни и стихи

Сборник с форумов Moct.org с добавлениями

авторская страничка: Булат Шалвович Окуджава

Дата последнего обновления страницы 01.08.2007г.

(извините, не все страницы меню пока готовы)

переход к песне из содержания нажатием левой кнопки мышки

Грузинская песня
Ваше благородие...(из к/ф"Белое солнце пустыни")
Веселый барабанщик, 1957
Вы слышите, грохочут сапоги..., 1957
До свидания, мальчики, 1958
Из окон корочкой несет поджаристой, 1958
Капли датского короля, 1964
Мы за ценой не постоим (из к/ф"Белорусский вокзал)
Неистов и упрям, 1946
О Володе Высоцком
О синих маяках (Не бродяги, не пропойцы), 1956-57
Песенка о голубом шарике, 1957
Песенка о Ваньке Морозове, 1957
Песенка о Леньке Королеве, 1957
Песенка о ночной Москве (Надежды маленький оркестрик), 1963
Песенка о полночном троллейбусе
Пожелание друзьям (Давайте восклицать..)
По Смоленской дороге
Союз друзей (Поднявший меч на наш союз..), 1967

Окуджава Булат Шалвович (9 мая 1924, Москва - 12 июня 1997, Париж).
До войны жил в Москве, Нижнем Тагиле, Тбилиси. В 1942 году из 9 класса добровольцем ушел на фронт, служил минометчиком, был ранен. После госпиталя был связистом. В 1945 году демобилизовался, работал, закончил 10й класс. Окончил филфак Тбилисского государственного университета в 1950 году и два года работал учителем русского языка и литературы в деревне Шамордино Калужской области. В 1952 году перевелся в школу города Калуги, в 1953-54 годах работал в издательстве областной калужской газеты "Молодой ленинец". В 1956 году вернулся в Москву. Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", зав. отделом поэзии в "Литературной газете". С1962 года член Союза писателей СССР.

Стихи писал с детства, первая песня "Нам в холодных теплушках не спалось..." появилась в 1943 году. Первая ставшая известной песня "Неистов и упрям..." была написана в Тбилисском университете в 1946 году. Следующие песни "На Тверском бульваре", "Зеленая скамья" и другие - написаны, когда он переехал в Москву в 1956 году. Строчка его песни "Союз друзей": "Возьмемся за руки, друзья..." - стала девизом многих слетов и фестивалей, названием песенных рубрик. Его песни знакомы нам с детства, их исполняют многие известные певцы и барды, их поем мы. Конечно, здесь далеко не все его песни, а только те, что мы пели когда-то в горах и внизу, у костра и за столом.


До свидания, мальчики
"...Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее. Я рассказываю о том, что случилось со мной. С моими друзьями. Когда я еще был в учебном минометном дивизионе, уже четверо ребят с нашего арбатского двора были убиты. Но я об этом долгое время не мог писать..."
1958 Б.Балтеру

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили,
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите... Ивсе-таки
постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки,
постарайтесь вернуться назад.

Капли Датского короля
1964 Посвящается Вл. Мотылю

В раннем детстве верил я,
что от всех болезней
капель Датского короля
не найти полезней.
И с тех пор горит во мне
огонек той веры...
Капли Датского короля
пейте, кавалеры!

Капли Датского короля
или королевы -
это крепче, чем вино,
слаще карамели
и сильнее клеветы,
страха и холеры...
Капли Датского короля
пейте, кавалеры!

Рев орудий, посвист пуль,
звон штыков и сабель
растворяются легко
в звоне этих капель,
солнце, май, Арбат, любовь -
выше нет карьеры...
Капли Датского короля
пейте, кавалеры!

Слава головы кружит,
власть сердца щекочет.
Грош цена тому, кто встать
над другим захочет.
Укрепляйте организм,
принимайте меры...
Капли Датского короля
пейте, кавалеры!

Если правду прокричать
вам мешает кашель,
не забудьте отхлебнуть
этих чудных капель.
Перед вами пусть встают
прошлого примеры...
Капли Датского короля
пейте, кавалеры!

Песня Верещагина из к/ф "Белое солнце пустыни"
Стихи Б.Окуджавы, музыка И.Шварца

Ваше благородие, госпожа разлука,
Мы с тобой друзья давно, вот какая штука,
Письмецо в конверте погоди, не рви.
Не везет мне в смерти, повезет в любви.
Письмецо в конверте погоди, не рви.
Не везет мне в смерти, повезет в любви.

Ваше благородие, госпожа удача.
Для кого ты добрая, а кому иначе.
Девять граммов в сердце, постой, не зови.
Не везет мне в смерти, повезет в любви.

Ваше благородие, госпожа чужбина.
Крепко обнимала ты, да только не любила.
В ласковые сети, постой, не лови.
Не везет мне в смерти, повезет в любви.

Ваше благородие, госпожа победа,
Значит, моя песенка до конца не спета.
Перестаньте черти клясться на крови!
Не везет мне в смерти, повезет в любви.

Песенка о Лёньке Королёве

"...У нас на Арбате жил Ленька Гаврилов, рыжий, очень милый парень. Он совсем не был "королем", но мне было ужасно жалко, когда он погиб. Его смерть казалась особенно обидной, нелепой, и я дал его имя герою моей песни. Ее я написал очень быстро. Было это году в 1957-м, как-то утром. Стихи словно сами пришли, строчка за строчкой. Как мне теперь кажется, чуть ли не в пять минут. И когда уже заканчивал придумывать стихотворение, то и музыка появилась, как будто всё это жило во мне и вдруг выплеснулось. Я еле успевал записывать..."

1957, Б.Федорову

Hm
Во дворе, где каждый вечер все играла радиола,
D A7 D
Где пары танцевали, пыля,
Em A7 D
Все ребята уважали очень Леньку Королева,
Em F#7 Hm
И присвоили ему званье Короля.

Был Король, как король всемогущ. И если другу
Станет худо иль вообще не повезет,
Он протянет ему свою царственную руку,
Свою верную руку, - и спасет.

Но однажды, когда "мессершмитты", как вороны,
Разорвали на рассвете тишину,
Наш Король, как король, он кепчонку, как корону,
Набекрень, и пошел на войну.

Вновь играет радиола, снова солнце в зените,
Но некому оплакать его жизнь,
Потому что тот Король был один, уж извините,
Королевой не успел обзавестись.

Но куда бы я ни шел, пусть какая ни забота
По делам или так, погулять,
Все мне чудится, что вот за ближайшим поворотом
Короля повстречаю опять.

Потому что, на войне хоть и правда стреляют,
Не для Леньки сырая земля,
Потому что, виноват, но я Москвы не представляю
Без такого, как он, Короля.

Веселый барабанщик
1957, Ю.Левитанскому

C G7 C
Встань пораньше, встань пораньше, встань пораньше.
Dm E7
Когда дворники маячит у ворот.
Am Dm
Ты увидишь, ты увидишь, как веселый барабанщик |
Am/E E7 Am |
В руки палочки кленовые берет. | 2 раза

Будет полдень, суматохою пропахший,
Звон трамваев и людской водоворот,
Но прислушайся - услышишь, как веселый барабанщик |
С барабаном вдоль по улице идет. | 2 раза

Будет вечер, заговорщик и обманщик,
Темнота на мостовые упадет,
Но вглядись - и ты увидишь, как веселый барабанщик |
С барабаном вдоль по улице идет. | 2 раза

Грохот палочек... то ближе он, то дальше.
Сквозь сумятицу, и полночь, и туман...
Неужели ты не видишь, как веселый барабанщик
Вдоль по улице проносит барабан?!
Очень жаль, что ты не слышишь, как веселый барабанщик
Вдоль по улице проносит барабан.

Вы слышите, грохочут сапоги...
1957
Am E7 Am
Вы слышите, грохочут сапоги,
A7 Dm
и птицы ошалелые летят,
Am/E
И женщины глядят из-под руки,
E7
вы поняли, куда они глядят.

Вы слышите, грохочет барабан,
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.
Уходит взвод в туман - в туман - в туман,
А прошлое ясней, ясней, ясней.

А где же наше мужество, солдат,
Когда мы возвращаемся назад?
Его, наверно, женщины крадут,
И, как птенца, за пазуху кладут.

А где же наши женщины, дружок,
Когда вступаем мы на свой порог?
Они встречают нас и вводят в дом,
А в нашем доме пахнет воровством.

А мы рукой на прошлое - вранье!
А мы с надеждой в будущее - свет!
А по полям жиреет воронье,
А по пятам война грохочет вслед.

И снова переулком - сапоги,
И птицы ошалелые летят.
И женщины глядят из-под руки,
В затылки наши круглые глядят.

Пожелание друзьям
Ю.Трифонову

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты -
Ведь это всё любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно,
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не надо придавать значения злословью -
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтобы, ошибшись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая,
Тем более что жизнь короткая такая.

Песенка о голубом шарике
"...История Москвы по необъяснимой своей прихоти избрала именно этот район для наиболее полного самовыражения. У Арбата нет задворок, а есть вообще Арбат - район, страна, живая, трепещущая история, наша культура... Я даже подозреваю, что у него есть душа и она вот уже несколько столетий источает невидимые волны, благотворно действующие на наше нравственное здоровье..."
1957
Hm Em F#7 Hm
Девочка плачет: шарик улетел.
Em F#7 Hm
Ее утешают, а шарик летит.

Девушка плачет: жениха все нет.
Ее утешают, а шарик летит.

Женщина плачет: муж ушел к другой.
Ее утешают, а шарик летит.

Плачет старушка: мало пожила...
А шарик вернулся, а он голубой.

Песенка о Ваньке Морозове
1957, Посвящается А.Межирову

Em H7
За что ж вы Ваньку-то Морозова?
Em
Ведь он ни в чем не виноват.
H7
Она сама его морочила,
Em
а он ни в чем не виноват.

Он в старый цирк ходил на площади
и там циркачку полюбил.
Ему чего-нибудь попроще бы,
а он циркачку полюбил.

Она по проволке ходила,
махала белою ногой,
и страсть Морозова схватила
своей мозолистой рукой.

А он швырял в питейной сотни,
ему-то было все равно.
А по нему Маруся сохнет,
и это ей не все равно.

А он медузами питался,
циркачке чтобы угодить.
И соблазнить ее пытался,
чтоб ей, конечно, угодить.

Не думал, что она обманет,
ведь от любви беды не ждешь...
Ах Ваня, Ваня, что ж ты, Ваня,
Ведь сам по проволке идешь...

Мы за ценой не постоим
"...Песню к кинофильму "Белорусский вокзал" я писал по заказу. Ко мне обратился режиссер Андрей Смирнов и попросил написать песню для его фильма. Мне хотелось выполнить его просьбу, и я стал пробовать. Далеко не сразу, но у меня появилась первая строчка: "Здесь птицы не поют, деревья не растут..."
Появилась и мелодия. Ее я не собирался предлагать, я знал, что над музыкой к фильму работает замечательный композитор Альфред Шнитке. Но под эту мелодию мне было легче сочинять. Я приехал на студию. Был Смирнов, был Шнитке и еще несколько человек из съемочной группы. И стоял в комнате рояль.
Я говорю: "Вы знаете, у меня вместе со стихами попутно родилась мелодия. Я вам ее не предлагаю, но мне как-то легче под нее вам эти стихи исполнить". Очень робея и конфузясь перед Шнитке, я стал одним пальцем тыкать по клавишам рояля и дрожащим от волнения голосом петь. Пою, а они сидят все такие мрачные, замкнутые... Еле-еле допел до конца, говорю: "Ну, музыка, конечно, не получилась, но слова, может быть, можно..."
Смирнов говорит: "Да, конечно, не получилась..." И вдруг Шнитке встает: "А по-моему, даже очень получилась, спойте-ка еще раз". И тогда я, ободренный неожиданной похвалой, ударил по клавишам и запел уже смелее. И все стали подпевать, и когда допели, то оказалось, что песня всем понравилась..."
А.Смирнову

Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы, плечом к плечу,
Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,
Над нашей родиною дым,
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Припев: Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
Десятый наш, десантный батальон.
Десятый наш, десантный батальон.

Едва огонь угас -
Звучит другой приказ,
И почтальон сойдет с ума,
Разыскивая нас.
Взлетает красная ракета,
Бьет пулемет, неутомим...
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Припев.

От Курска и Орла
Война нас довела
До самых вражеских ворот -
Такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это -
И не поверится самим...
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Припев.

Из окон корочкой несет поджаристой...
"...Вспоминаю, что тогда, в конце пятидесятых, я мечтал найти двух-трех гитаристов и каждый вечер выходить с ними на Тверской бульвар и петь, приучать публику к песням. Друзья меня отговорили. А потом так получилось, что особенно "приучать" не пришлось: публика привыкла к песням, а я - к публике..."

1958, Посвящается Е.Рейну

Из окон корочкой несет поджаристой,
За занавесками - мельканье рук.
Здесь остановки нет, а мне - пожалуйста:
Шофер автобуса - мой лучший друг.

Я знаю, вечером ты в платье шелковом
пойдешь по улице гулять с другим...
Ах Надя, брось коней кнутом нащелкивать,
попридержи коней, поговорим.

А кони в сумерках колышут гривами.
Автобус новенький спешит, спешит!
Ах, Надя, Наденька, мне б за двугривенный
в любую сторону твоей души.

Она в спецовочке, в такой промасленной,
берет немыслимый такой на ней...
Ах, Надя, Наденька, мы были б счастливы...
Куда же гонишь ты своих коней!

А кони в сумерках колышут гривами.
Автобус новенький спешит-спешит.
Ах, Надя, Наденька, мне б за двугривенный
в любую сторону твоей души!

Песенка о ночной Москве (Надежды маленький оркестрик...)
"...Стихотворение, а потом эта песня появилась как бы в подражание манере чтения Беллы Ахмадулиной. У нее в одном стихотворении были такие строчки: "маленькие самолеты, как маленькие соломоны"... И мне это так понравилось в ее чтении, что у меня появился "надежды ма-а-аленький оркестрик под управлением любви". Ахмадулиной я и посвятил это стихотворение..."
1963 Белле Ахмадулиной
Hm F#7 Hm A7 D
Когда внезапно возникает еще неясный голос труб,
Em C#7 F#7
Слова, как ястребы ночные, срываются с горячих губ;
Hm Em A7 D
мелодия, как дождь случайный, гремит; и бродит меж людьми
Em Hm/F# F#7 Hm
надежды маленький оркестрик под управлением любви.
Hm Hm/F# F#7 Hm
Надежды маленький оркестрик под управлением любви.

В года разлук, в года сражений, когда свинцовые дожди
лупили так по нашим спинам, что снисхождения не жди,
и командиры все охрипли... тогда командовал людьми
надежды маленький оркестрик под управлением любви.
Надежды маленький оркестрик под управлением любви.

Кларнет пробит, труба помята, фагот, как старый посох, стерт,
на барабане швы разлезлись... Но кларнетист красив, как черт!
Флейтист, как юный князь, изящен. И вечно в сговоре с людьми
надежды маленький оркестрик под управлением любви.
Надежды маленький оркестрик под управлением любви.

Полночный троллейбус
1957

Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний, в случайный.
Я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний, в случайный.

Последний троллейбус, по улице мчи,
верши по бульварам круженье,
чтоб всех подобрать потерпевших в ночи |
крушенье, |
крушенье. | 2 раза

Последний троллейбус, мне дверь отвори!
Я знаю, как в зябкую полночь
твои пассажиры -матросы твои |
приходят |
на помощь. | 2 раза

Я с ними не раз уходил от беды,
я к ним прикасался плечами...
Как много, представьте себе, доброты |
в молчанье, |
в молчанье. | 2 раза

Последний троллейбус плывет по Москве,
Москва, как река, затухает,
и боль, что скворчонком стучала в виске,|
стихает, |
стихает. | 2 раза

Неистов и упрям (старинная студенческая песня)
"...Первая песня появилась у меня почти случайно в 1946 году. Тогда я был студентом первого курса университета. Я очень гордился этим своим новым званием и решил - так как я писал стихи - написать студенческую песню. По моим представлениям, студенческая песня должна была быть очень грустной, типа "Быстры, как волны, дни нашей жизни" или что-нибудь в этом роде. И вот как-то однажды я подсел к пианино и двумя пальцами стал подбирать музыку к стихам "Неистов и упрям, гори, огонь, гори..." Получилась песенка. Друзья ее подхватили. А еще раньше, на фронте, я написал стихи, придумал мелодию - и потом наш полк пел: "Нам в холодных теплушках не спалось". Но к этому занятию я тогда относился несерьезно..."
1946 Ю.Нагибину
Неистов и упрям,
Гори, огонь, гори.
На смену декабрям
Приходят январи.

Нам всё дано сполна -
и радости, и смех,
одна на всех луна,
весна одна на всех.

Прожить лета б дотла,
а там пускай ведут
за все твои дела
на самый страшный суд.

Пусть оправданья нет,
и даже век спустя
семь бед - один ответ,
один ответ - пустяк.

Неистов и упрям,
гори, огонь, гори.
На смену декабрям
приходят январи.

О Володе Высоцком
Марине Владимировне Поляковой

Am E7
О Володе Высоцком я песню придумать решил:
Am
вот еще одному не вернуться домой из похода.
Dm
Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил ...
E7 Am
Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.

Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом
отправляться и нам по следам, по его, по горячим.
Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
ну, а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.

О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
но дрожала рука, и мотив со стихом не сходился...
Белый аист московский на белое небо взлетел,
черный аист московский на черную землю спустился.

О синих маяках
1957
Не бродяги, не пропойцы,
За столом семи морей
Вы пропойте, вы пропойте |
Славу женщине моей! | 2 раза

Вы в глаза ее взгляните,
Как в спасение свое,
Вы сравните, вы сравните, |
С зыбким берегом ее. | 2 раза

Мы земных земней. И вовсе
К черту сказки о богах!
Просто мы на крыльях носим |
То, что носят на руках. | 2 раза

Просто нужно очень верить
Этим синим маякам,
И тогда нежданный берег |
Из тумана выйдет к вам. | 2 раза

Не бродяги, не пропойцы,
За столом семи морей
Вы пропойте, вы пропойте |
Славу женщине моей! | 2 раза


По Смоленской дороге
"...У меня почти все песни сложились на готовые стихи, то есть, сначала писались стихи, а потом появлялась музыка. Только одна родилась наоборот, на музыку - это песня "По Смоленской дороге". Ехал я в самом деле по Смоленской дороге, зимой в машине вместе с поэтом Юрием Левитанским. Ехали мы в командировку от "Литературной газеты", была с нами гитара, и вот у меня сначала появилась музыка, а потом стихи..."
Ж.Болотовой
По Смоленской дороге - леса, леса, леса.
По Смоленской дороге - столбы, столбы, столбы.
Над дорогой Смоленскою, как твои глаза, -
две вечерних звезды - голубых моих судьбы.

По Смоленской дороге метель в лицо, в лицо.
Всё нас из дому гонят дела, дела, дела.
Может, будь понадежнее рук твоих кольцо -
покороче б, наверно, дорога мне легла.

По Смоленской дороге - леса, леса, леса.
По Смоленской дороге - столбы гудят, гудят.
На дорогу Смоленскую, как твои глаза,
две холодных звезды голубых глядят, глядят.

Союз друзей
"...Песню, в припеве которой говорится о том, что надо взяться за руки, пока не поздно, я написал после XX съезда. В то время союз друзей представлял собой нечто реальное. Мы, люди одного образа мыслей, представляли, что, если мы сплотимся, можно будет изменить ход событий. Теперь мы знаем, что историей движут не только узы дружбы. Постепенно мы отпускали руки друг друга..."
1967 Ф.Светову

Поднявший меч на наш союз
достоин будет худшей кары.
И я за жизнь его тогда
не дам и самой ломаной гитары.
Как вожделенно жаждет век
нащупать брешь у нас в цепочке.
Возьмемся за руки, друзья, |
возьмемся за руки, друзья, |
чтоб не пропасть поодиночке. | 2 раза

Среди совсем чужих пиров
и слишком ненадежных истин,
не дожидаясь похвалы,
мы перья белые свои почистим.
Пока безумный наш султан
сулит дорогу нам к острогу,
возьмемся за руки, друзья, |
возьмемся за руки, друзья, |
возьмемся за руки, ей-Богу. | 2 раза

Когда ж придет дележки час,
не нас калач ржаной поманит,
и рай настанет не для нас,
зато Офелия всех нас помянет.
Пока ж не грянула пора
нам отправляться понемногу,
возьмемся за руки, друзья, |
возьмемся за руки, друзья, |
возьмемся за руки, ей-Богу. | 2 раза

Спасибо за внимание.